Закрыть ... [X]

Просвещение издательство конкурс сайтов

/ Просмотров: 51281

просвещение издательство конкурс сайтов Автор: edu1

Методическая копилка - ИЗО

Аннотация к программе ИЗО 7 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;

- авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс» Сост. Б.М. Неменский.- М.: «Просвещение», 2009;

- Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.

Учебно-методический комплект под редакцией Б.М. Неменского:

Учебник 7-8 класс «Изобразительное искусство в жизни человека » под ред. Б.М.Неменского

Поурочные разработки 7 класс. «Изобразительное искусство».под ред. Б.М.Неменского

«Изобразительное искусство в жизни человека» - 34 часа

Цель: формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству.

Задачи:

  • дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
  • развитие художественно-образного мышления, наблюдательности и фантазии;
  • осмысление места изобразительного искусства в жизни общества.
  • формирование художественно-творческой активности.

В материале сохраняется принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. Учащиеся знакомятся с картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства

Учитель изобразительного искусства МКОУ «Махновская СОШ»: Гаркавцева С.В.

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Основания для разработки программы:

 

 

 

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  2. Федеральный базисный учебный план.
  3. Учебный план МКОУ « Махновская СОШ».
  4. Примерная образовательная программа, рекомендованная Министерством образования и науки РФ.
  5. Примерное тематическое планирование, рекомендованное к учебнику «Изобразительное искусство 7» автор Б.М. Неменский

 

       Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека»  составлена на основе программы курса «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского( 1- 7 классы).- Москва: Просвещение, 2007.

 

     Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.  Рабочая программа составлена согласно учебного плана МКОУ « Махновская СОШ» на 2013- 2014 учебный год.       В программе на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе -34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

 

Основные принципы программы:

 

  1. Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучения всех основных видов пространственных (пластических) искусств: конструктивных – архитектура, дизайн, постижение роли художника в синтетических искусствах – экранных и театре.
  2. Принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме.
  3. Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Последовательное изучение тем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребёнка. Предложенные в программе задания являются наглядным выражением каждой поставленной задачи и способствуют успешному её решению.
  4. Принцип единства восприятия и созидания. Творческий характер имеет практическая художественная деятельность ученика (выступает в роли художника) и  деятельность по восприятию искусства (выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры). На каждом уроке восприятие произведений искусств и практические творческие задания, подчинённые общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания предложенной темы. Этому способствует также соответствующая музыка и поэзия.
  5. Проживание, как форма обучения и форма освоения художественного опыта – условие постижения искусства. На этом принципе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений т эмоционально – ценностных критериев жизни.
  6. Развитие художественно  - образного мышления, художественного переживании ведёт к жёсткому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу. Это строиться на единстве наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни и фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая своё отношение к реальности.

 

Цель учебной рабочей программы: раскрытие композиционных начал проектирования в области графического дизайна и объёмно - пространственного макетирования

 

Задачи программы:

 

  1. Понять эстетическое, функциональное значение выдающихся произведений архитектуры, основных художественных стилей и их связи с конкретной эпохой;
  2. Освоение художественной выразительности искусства архитектуры и дизайна;
  3. Формирование сознательного отношения к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры;
  4. Развитие творческого подхода к оценке культуры прошлого;
  5. Создание совершенствований и оформления архитектурной, природной среды и дизайна.

 

Общая характеристика предмета.

 

Актуальность:программа является интегрированным курсом, которая акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и надеятельности человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

 

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

 

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

 

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (пластическая анатомия человека), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

 

      Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства.  Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного  приобретения навыков и умений. Изменение языка изображения в истории искусства рассматривается как выражение изменений  ценностного понимания и видения мира.

 

       Особое внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлении о целостности  композиции, образных возможностей  изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с  классическими картинами, составляющими золотой фон мирового и отечественного искусства.

 

          Определенное место в программе отведено знакомству  с проблемами художественной жизни 20 века, с множественностью одновременных  и очень разных процессов в искусстве.

 

          Проблема « слово и изображение» затрагивается через  знакомство с особенностями художественной иллюстрации. Наиболее глубоко она раскрывается  через библейские темы в изобразительном искусстве.

 

           Итоговая художественно- практическая работа учащихся осуществляется в форме художественно- творческого проекта с выполнением необходимых этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности. Это позволяет добиться более глубокого понимания роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий исследовательские и созидательные интересы учащихся.

 

Цели художественного образования:

 

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

 

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

 

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

 

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

 

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

 

                 Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

 

Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

 

Содержание программы.

 

  Тема занятий учебного года:

 

«Изобразительное искусство в жизни человека».- 34 часа.

 

1 четверть. Изображение фигуры человека и образ человека.- 9 часов

 

Образ человека стоит в центре искусства, но есть разница между изображением человека и задачей изображения его фигуры. Представления о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и в его действиях менялись в истории искусства.

 

Овладение даже первичными навыками изображения фигуры и передачи движений человека несомненно представляет трудность для ученика, однако представления о разных подходах и способах изображения облегчает эту задачу. Последовательность заданий позволяет постепенно наращивать этот навык. Материал четверти включает  работу во всех основных видах изобразительной деятельности: рисунок, лепка, живопись. Художественно- практическая работа учащихся связана содержательно с изучением истории искусства и развитием навыков восприятия.

 

2 четверть. Поэзия повседневности.- 7 часов

 

          Материал четверти посвящен бытовому жанру в изобразительном искусстве. Понятие жанра формируется в европейском искусстве Нового времени, однако изображение  бытовых занятий  присутствует в искусстве на всех этапах его истории и создает для нас возможность представить жизнь разных народов в их культурах.

 

        Учащиеся должны осознать, что в произведениях бытового жанра при изображении самых простых, обычных действий людей художник способствует раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире.

 

          Материал четверти включает в себя последовательность ярких творческих заданий, направленных на развитие наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирования навыков композиционного мышления учащихся.

 

3 четверть. Великие темы жизни.- 10 часов.

 

          Живопись- монументальная и станковая. Монументальные росписи- фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика.

 

          Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей, обращенность станкового искусства к индивидуальному  восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический  жанры в искусстве 17 века.

 

            Беседа о развитии навыков восприятия  произведений изобразительного искусства.

 

4 четверть. Реальность жизни и художественный образ.- 8 часов.

 

       Заключительная четверть по изучению изобразительного искусства имеет обобщающий характер. Материал четверти в большей степени посвящен итоговым теоретическим знаниям об искусстве, но главной задачей  изучения искусства является обучение ребенка живому восприятию ради нового понимания и богатого переживания жизни.

 

        Итоговые обобщения материла на уроках проходят в форме беседы, дискуссии, в игровых и театрализованных формах.

 

          В течение всей четверти ведется художественно- практическая деятельность. Это работа над графическими иллюстрациями к выбранному литературному произведению и создание индивидуальных, коллективных творческих проектов. Работа над иллюстрациями помогает учащимся острее увидеть соотношение и ее выражения в искусстве, т. е. проблему художественного образа и его пластического смысла.

 

   Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

 

      Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

 

         1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

 

          2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

 

          3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.      4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

 

            Программа  предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира, комплект уроков ИЗО в 7 классе., шедевров русского и зарубежного искусства.

 

Программа изучается на базовом уровне

 

Методы, формы и технологии решения поставленных задач.

 

Формой проведения занятий по программе являетсяурок.

 

Формы урока:

 

  • Урок индивидуального творчества;
  • Урок коллективной творческой работы;
  • Урок изучения нового материала;
  • Урок закрепления знаний, умений и навыков;
  • Комбинированный;
  • Обобщающий.

 

    Методы:

 

  • Словесный (устное изложение учебного материала в форме лекции-беседы);
  • Объяснение (сопровождающее построения рисунка на классной доске или по шаблону);
  • Самостоятельная работа (с учебниками)
  • Наглядный (демонстрация учебно-наглядных пособий в виде плакатов, учебных таблиц, моделей, натуральных объектов)
  • Практический ( самостоятельное выполнение эскизов рисунка)

 

Педагогические технологии:

 

  • Личностно-ориентированная.

 

Основные методы воспитания: убеждение, упражнение, пример, соревнование, поощрение, принуждение.

 

Обоснование выбора УМК

 

Учебно – методический комплект, выпускаемый издательством «Просвещение» (Москва), включает в себя учебники для учащихся и методическое пособие для учителя под редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского. Выбранный УМК соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования по предмету «Изобразительное искусство» в средней школе. В яркой, образной форме учебники последовательно раскрывают содержание предмета, соответствуют принципу системности изучения материала. Данный УМК рассмотрен и рекомендован к использованию методическим объединением учителей музыки, ИЗО, технологии и черчения (протокол заседания МО №5, от 06.04. 2012 г)

 

Программа рассчитана на 34 ч. в год,1 час в неделю.

 

Программой предусмотрено проведение:

 

 практических работ - 28;

 

уроков-бесед – 3;

 

обобщающих работ  - 3.

 

Вучебно- методический комплект входит:

 

1. Гуров Т.Е., Питерских А.С. Дизайн и архитектура в жизни человека. Учебник для 7-8 класса.- Москва: Просвещение,2009.

 

  1. Гуров Т.Е., Питерских А.С. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие. 7- 8 классы.- Москва: Просвещение, 2009.

 

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.

 

Учащиеся должны знать:

 

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимание изменений видения мира и способов его изображения,

 

- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах( бытовом и историческом, мифологической и библейской темах в искусстве),

 

- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов,

 

- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном  построении произведения, о роли формата, о выразительном  значении размера произведения, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле,

 

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художника, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира,

 

- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории,

 

- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми,

 

-  о роли художественной иллюстрации,

 

- о поэтическом( метафорическом  претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства, о разнице сюжета и содержания в картине, о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике, скульптуре,

 

- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве, понимать особую культурно- строительную роль русской тематической картины 19- 20 столетия.

 

Учащиеся должны иметь представление:

 

- об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей  и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника,

 

- о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства  в 20 веке.

 

 В процессе практической работы учащиеся должны:

 

- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека  с натуры и по представлению,

 

- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне,

 

- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности,

 

- получить творческий опыт в построении тематической композиции, предполагающей сбор художественно- познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения,

 

- получить навыки соотнесения собственных переживаний  с контекстами художественной культуры.

 

     

 

Содержание программы

 

по предмету «Изобразительное искусство»

 

7 класс

 

Изобразительное искусство в жизни человека - 34 часов

 

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

 

Содержание

Кол-во часов

«Изображение фигуры человека и образ человека»

8

«Поэзия повседневности»

8

«Великие темы жизни»

9

«Реальность жизни и художественный образ».

9

Всего

34

 

Тематическое планирование.

 


урока

Тема урока

Кол-во часов

Формирование
новых знаний

Практическая работа

Материалы

Зрительный ряд и дополнительное
оборудование

Домашнее задание

1 четверть. Изображение фигуры человека и образ человека.

1.

Изображение фигуры человека в истории искусства.

Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.

1 вариант:

Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур.

2 вариант:

Коллективное создание фризов, изображений древних шествий, характерных для древних культур
из индивидуально исполненных фигур
в едином масштабе.

Полотно обоев,
цветная бумага,

ножницы,

клей.

Гуашь или акварель, кисти, бумага.

Иллюстрации по теме, например египетские фрагменты фризовых изображений;
античные изображения фигуры человека
в   росписи  ваз
и в скульптуре Древней Греции;
Мирон. Дискобол; Поликлет. Дорифор.

Подбор з/м видам искусства.

2.

Пропорции
и строение фигуры человека.

Конструкция фигуры человека
и основные пропорции. Пропорции, постоянные
для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения человека.

1 вариант:

Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека.

2 вариант:

Изображение двух контрастных фигур:
«Тяжелоатлет и гимнаст», «Могучий и ловкий», или «Силач
и балерина».

Карандаш, уголь, мелки, бумага.

Учебные пособия и таблицы, учебные рисунки фигуры человека. Изображение фигуры человека
в  древнегреческой   вазописи , рисунки великих мастеров Возрождения. Микеланджело «Пропорции фигуры человека».

Зарисовки с натуры членов своей семьи.

3-4.

Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека (спортсмена).

Изображение фигуры человека
в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека
в искусстве Древнего Египта,
в античном искусстве,
в скульптуре Средневековья, эпохи Возрождения (работы Донателло, Микеланджело). Новые представления
о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве
конца XIX – начала XX века.

Лепка фигуры
человека в движении
на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта). Выразительность пропорций и движений.

Пластилин, стеки, проволока для каркаса.

Иллюстрации по теме, например скульптурные работы Мирона, Поликлета, Донателло, Микеланджело, Родена, В. Мухиной.

Подбор з/м с изображением человека

(темы балета, цирка спорта) с использованием каркаса.

Лепка фигуры человека в движении.

5.

Набросок фигуры человека
с натуры (стоит, сидит).

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное
в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.

Наброски с натуры одетой сидящей фигуры человека (школьника).

Карандаш, тушь, фломастер, перо, чёрная акварель, бумага.

Зарисовки и наброски фигуры человека
в европейском
и русском искусстве.

Наброски с натуры одетой сидящей фигуры человека (школьника).

6.

Набросок фигуры человека
с натуры
(в движении).

Приёмы реалистичного изображения фигуры человека
в движении (правильная передача его позы, одежды, пропорций фигуры, анатомического строения) и приёмы мультипликационной графики.

1 вариант:
Наброски одноклассников
в разных движениях
(с атрибутами спорта, труда).

2 вариант:

Наброски 2-3 фигур школьников, объединённых темой сюжета («Дежурные», «Редколлегия»…).

3 вариант:

Изображение бегущих фигур аппликацией
на тему «Эстафета», «Охота».

Гуашь или акварель, кисти, бумага.

Цветная бумага, ножницы, клей.

Зарисовки и наброски фигуры человека
в европейском
и русском искусстве, например А. Дейнека «Бег», «Хоккеисты»;
И. Чайков «Футболисты»;
А. Самохвалов «Девушка с ядром».

Наброски с натуры друзей и знакомых.

7.

Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия».

Воспитание любви и уважения к людям разных профессий. Важность каждой профессии в жизни человека. Изображение человека в любом виде труда, раскрытие сюжета через композицию, характер позы, колорит картины.

Эскиз к композиции: «Моя будущая профессия». Выполнение композиции, рисунок.

Бумага для эскизов, карандаш. Бумага формата А3, карандаш, краски, кисти. Репродукции с картин художников с изображением людей разных профессий.

Иллюстрации по теме.

Эскиз к композиции: «Моя будущая профессия».

8.

Понимание красоты человека в европейском
и русском искусстве (обобщение темы).

Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Пути поиска красоты человека. Понимание красоты человека
в античном искусстве.
Духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи
и готическом искусстве Европы. Драматический образ человека
в европейском и русском искусстве. Поиск счастья
и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы. Интерес
к жизни конкретного человека. Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца XX века.

Обобщающая беседа, выставка работ учащихся.
Создание образа (фигуры) человека
по впечатлению (например, любимого литературного героя). Портрет-фигура.

Гуашь или акварель, кисти, бумага.

Иллюстративный материал и работы учащихся по всем темам 1 четверти. Примеры произведений изобразительного искусства указанных периодов.

Наблюдения за окружающим нас миром.

2 четверть. Поэзия повседневности.

9.

Поэзия повседневной жизни
в искусстве разных народов.

Картина мира и представления
о ценностях жизни
в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций
и античности. Бытовые темы
и их поэтическое воплощение
в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии,
в восточной миниатюре.

Изображение мотивов из жизни разных народов разных эпох
в контексте традиций поэтики их искусства (зарисовки).

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например фрагменты  древнеегипетских  фризовых  росписей , сюжеты  древнегреческой   вазописи ,  фрески   Помпеи , персидская миниатюра,  японская   гравюра .
Зарисовки
Х. Бидструпа из жизни народов мира

Подбор иллюстрации или подготовить презентацию о жанрах (древнегреческие росписи и вазопись, фрески Помпеи, японская гравюра).

10.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

Понятие «жанр». Жанры
в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры
и тематическое богатство внутри их. Появление
и развитие интереса
к индивидуальной жизни человека в европейском искусстве. Радости и любование жизнью, горести
и сострадание человеку
в повседневной жизни. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников.

Графическая
или живописная композиция «На нашей улице».

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например сцены крестьянской жизни
в картинах П. Брейгеля, в картинах фламандских и голландских художников XVII века; А. Ватто. Общество
в парке; П. Федотов. Сватовство майора;
О. Ренуар. Качели;
Э. Дега. Балетный класс; В. Перов. Тройка. Чаепитие в Мытищах; Н. Ярошенко. Всюду жизнь; Б. Кустодиев.
В трактире.

Подбор иллюстрации с картин разных жанров

11.

Сюжет
и содержание
в картине.

Понятие сюжета, темы
и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом
и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах
с похожим сюжетом.

Работа
над композицией
с простым сюжетом
из своей жизни, например «Завтрак», «Мама готовит ужин», «Утро (вечер) в моём доме», «Чтение письма», «Прогулка
в парке», «Поездка
к бабушке»,
«Я готовлю уроки»
и т. п.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например произведения с похожим сюжетом разных авторов:
Ян Вермеер. Служанка
с кувшином молока;
А. Пластов. Ужин трактористов;
И. Левитан. Осенний день. Сокольники;
К. Моне. Прогулка
в парке.

Зарисовки с натуры предметов, необходимых для сюжета рисунка.

12.

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

Произведения искусства
на темы будней и их значение
в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес
к окружающим людям – необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каждого момента жизни. Развитие способности быть наблюдательным.

Работа
над композицией
с простым сюжетом
из своей жизни, например «Завтрак», «Мама готовит ужин», «Утро (вечер) в моём доме», «Чтение письма», «Прогулка
в парке», «Поездка
к бабушке»,
«Я готовлю уроки»
и т. п. (продолжение)

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например произведения графики и живописи российских художников XXвека с ярким пластическим выражением сценок
из жизни города или села (например работы А. Кокорина,
О. Верейского,
А. Дейнеки,
Д. Жилинского,
В. Попкова и др.).

Наброски с натуры или по памяти сценок на улице или дома.

13-14

Жизнь в моём городе (селе)
в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории
и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение
в представлении народа о самом себе.

Создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом (как вариант: картины русской жизни прошлого века, например сцены псовой охоты, в трактире, сватовство…).

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например Б. Кустодиев. Серия «Российские типажи»; П. Федотов. Зарисовки жизни города; работы
А. Рябушкина,
Ап. Васнецова, а также В. Перова и других передвижников; произведения местных художников.

Литературные отрывки и воспоминания о жизни в данном месте.

1.Подготовить презентацию на тему «Исторический жанр в изобразительном искусстве».

2.Подобрать иллюстрации, фотографии, вырезки
по теме праздника

15-16.

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

Сюжеты праздника
в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник – это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад,
т. е. превращение обычного
в необычное.

Обобщающая беседа, выставка работ учащихся.
Создание коллективной композиции в технике коллажа на тему праздника.

Акварель, или гуашь, кисти, вырезки
из журналов, цветная бумага, ножницы, клей, бумага.

Иллюстративный материал и работы учащихся по всем темам
2 четверти. Венецианский карнавал.
Примеры произведений
К. Сомова, А. Бенуа,
Б. Кустодиева,
М Врубеля, а также
П. Брейгеля, Ф. Гойи,
А. Ватто, О. Ренуара.

1.Подготовить з/м карнавального костюма к новогоднему празднику

2.Вспомнить русские былины. Подобрать иллюстрации к былинам
в книгах.

3 четверть. Великие темы жизни.

17.

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Живопись монументальная
и станковая. Монументальные  росписи  –  фрески . Фрески
в эпоху Возрождения. Мозаика. Обращённость монументального искусства
к массе людей; обращённость станкового искусства
к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический
и мифологический жанры
в искусстве XVII века. Героизм русского народа. Былинные богатыри – защитники земли русской.

Сообщение новых знаний. Развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства.

Русские богатыри (композиционное рисование по мотивам былин).

Карандаш, бумага.

Иллюстрации по теме, например монументальные фрески Т. Мазаччо,
А. Мантеньи,
С. Боттичелли, Рафаэля; исторические и мифологические картины Д. Веласкеса, Рубенса, Н. Пуссена, исторические произведения
Э. Делакруа, Ф. Гойи, Ж. –Л. Давида.

Былины.

В. Васнецов «Гусляры», «Богатыри», «Витязь
на распутье», «Бой скифов со славянами».

Подготовить сообщения
о русских живописцах XIX века.

18.

Тематическая картина
в русском искусстве
XIX века.

Значение станковой картины
в русском искусстве. Большая тематическая картина и её особая роль в искусстве России. Картина – философское размышление, событие общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства. Великие русские живописцы XIX столетия.

Сообщение новых знаний, выступления учащихся о великих русских живописцах XIX века. Развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства.
Русские богатыри (композиционное рисование по мотивам былин) (продолжение).

Карандаш, акварель, или гуашь, кисти, бумага.

Иллюстрации по теме, например К. Брюллов. Последний день  Помпеи ; В. Суриков. Боярыня Морозова. Утро стрелецкой казни; В. Перцов. Александр Невский; Д. Шмаринов. На поле Куликовом;
И. Репин. Бурлаки
на Волге; А. Иванов. Явление Христа народу; И. Крамской. Христос
в пустыне; Н. Ге. Библейский цикл картин.

Подготовить сообщения о художниках, русских живописцах XIX века.

19.

Процесс работы над тематической картиной.

Понятие темы, сюжета
и содержания. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни
и художественный образ. Обобщение и детализация. Выразительность детали. Проблема правдоподобности
и условности в изобразительном искусстве.

Выбор темы из истории нашей Родины. Устная проработка этапов создания картины.
Сбор зрительного материала и зарисовки необходимых деталей
(из книг и альбомов): костюмов, предметной и архитектурной среды, соответствующей теме. Композиционные поисковые эскизы. Исполнение композиции.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме. Исторические книги
и журналы.

Репродукции с картин на библейские темы.

20-21.

Библейские
темы в изобразительном искусстве.

Вечные темы в искусстве.

Вечные темы в искусстве. Особый язык изображения
в христианском искусстве Средних веков. Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и её особое значение. Великие русские иконописцы Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий. Библейские темы
в живописи Западной Европы
и в русском искусстве.

Создание композиции на библейскую тему, например «Рождество».

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например
А. Рублёв. Троица;
икона «Владимирская Богоматерь»; Ф. Грек. Фрески церкви Спаса Преображения
в Новгороде; произведения древнерусской иконописи; Рафаэль. Сикстинская мадонна; Рембрандт. Святое семейство;
Н. Ге. Тайная вечеря;
Г. Доре.  Гравюры 
к Библии.

1.Создание композиции на библейскую тему, например «Рождество».

2.Выбрать историческое событие или исторического героя.

22.

Монументальная скульптура
и образ истории народа.

Героическое прошлое нашей Родины. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа
и в народном самосознании. Героические образы
в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.

Создание проекта памятника, посвящённого выбранному историческому событию или историческому герою.

Пластилин, стеки.

Иллюстрации по теме, например Фальконе. Медный всадник (Санкт – Петербург);
И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому (Москва);
А. Опекушин. Памятник А. С. Пушкину (Москва); Е. Вучетич. Воин-освободитель

в Трептов-парке (Берлин);
В. Мухина. Рабочий
и колхозница (Москва); мемориалы, посвящённые памяти героев Великой Отечественной войны.

Вспомнить события Великой Отечественной войны, подобрать иллюстрации по теме.

23.

Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание.

Трагические темы в искусстве середины XX века. Драматизм истории и личностные переживания человека
в искусстве российских художников. Работы о войне – предостережение новым поколениям о том, чего
не должно быть. Драматический лиризм. Возрастание личностной позиции художника во второй половине XX века.

Выполнение композиции на тему Великой Отечественной войны.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например, А. Дейнека. Оборона Севастополя; Ю. Пименов. Военная Москва; М. Савицкий – серия «Лагерь уничтожения»;
Б. Неменский. Дыхание весны.
Города-герои.
Песни военных лет
(Б. Александров «Вставай, страна огромная!»,
Б. Окуджава «Нам нужна одна победа», лиричные песни и др.).

Собирание з/м из истории нашей Родины.

24.

«Укрощение» коней в живописи и скульптуре.

Полулюди-полукони
в мифологии древней Греции.
Лошадь – древний помощник человека. Образ боевого коня
в живописи и литературе. Национальный русский конный экипаж – тройка. Укрощённые кони Петра Клодта (Аничков мост в Санкт-Петербурге, скульптура).

Выполнение 2 – 3 рисунков лошади (голова, стоит, ест сено, летит галопом…) графическими или живописными средствами.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например
М. Греков.Головы белых лошадей;
А. Пластов. Купание лошадей; К. Петров-Водкин. Купание красного коня;
А. Лаптев. Рисунки лошадей; К. Коровин. Зимой; С. Ворошилов. Тройка; В. Васнецов. Три богатыря; скульптуры коней
П. Клодта (Санкт-Петербург). Презентация «Учимся рисовать лошадей».

Подобрать рисунки, фотографии лошадей, примеры из литературы
о лошади в жизни человека.

25.

Место и роль картины
в искусстве
XX века. Современное искусство.

Агитационное искусство. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве. Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы
и человека. Множественность изобразительных языков
в российском искусстве второй половины XX века (В. Попов,
Д. Жилинский, И. Обросов,
Б. Неменский, братья Смолины, братья Ткачёвы, В. Иванов,
Н. Нестерова, Т. Назаренко
и другие).

Обобщающая беседа, выставка работ учащихся.
Создание
эскиза плаката
на современную тему (политика, реклама…).

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме плаката и агитки. Примеры произведений современного искусства. Иллюстративный материал и работы учащихся по всем темам
3 четверти.

Создание
эскиза плаката
на современную тему (политика, реклама…).

4 четверть. Реальность жизни и художественный образ (обобщающая).

26-27-28

Искусство иллюстрации. Слово
и изображение.

Иллюстрация
как форма взаимосвязи слова
с изображением. Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение
и атмосферу произведения,
а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.

Выбрать литературное произведение и ряд интересных эпизодов из него, собрать необходимый материал (характер одежды героев, построек и помещений, характерные бытовые детали и т. д.), построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить.

Варианты:

1. Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конёк-горбунок».

2. Иллюстрирование сказки А. С. Пушкина по выбору учащегося (например, «Сказка
о царе Салтане…).

3. Иллюстрирование сказок Андерсена.

4. Иллюстрирование романа М. Сервантеса «Дон Кихот».

5. По выбору учителя
и учащихся.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например иллюстрации В.Фаворского,
Д. Шмаринова,
Н. Куприянова, Кукрыниксов, Д. Бисти и других отечественных художников, а также
Г. Доре, О. Домье.

Иллюстрации
Ю. Васнецова,
Н. Пискарёва к сказке «Конёк-горбунок».

Подготовить з/м и работы по темам:

1. Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конёк-горбунок»2. Иллюстрирование сказки А. С. Пушкина по выбору учащегося (например, «Сказка
о царе Салтане)

3. Иллюстрирование сказок Андерсена.

4. Иллюстрирование романа М. Сервантеса «Дон Кихот».

5. По выбору учителя
и учащихся.

29.

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

Конструктивное начало – организующее начало
в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реальности
в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины.
Активное конструирование художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала XX века. Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Сопереживание. Художественное познание. Декоративное значение произведений изобразительного искусства. Декоративность
как свойство и средство выразительности.

Обобщающая беседа. Выполнение работы
на тему «Трудовые будни» («Моя будущая профессия», «Профессии моих родителей»…)
и последующий конструктивный анализ.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений.

Выполнение работы
на тему «Трудовые будни» («Моя будущая профессия», «Профессии моих родителей»…)
и последующий конструктивный анализ.

30.

Зрительские умения и их значение для современного человека.

Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом,
о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно. Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства. Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. Произведения искусства – звенья культурной цепи.

Обобщающая беседа. Более глубокий
и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства.

Выполнение работы
на тему «Трудовые будни» («Моя будущая профессия», «Профессии моих родителей»…)
и последующий конструктивный анализ (продолжение).

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений.

Выполнение работы
на тему «Трудовые будни» («Моя будущая профессия», «Профессии моих родителей»…)
и последующий конструктивный анализ

31-32

История искусства
и история человечества. Стиль
и направление в изобразительном искусстве.

Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль
как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определённой эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпохи Возрождения, русский стиль XVII века, барокко
и классицизм, модерн. Направление в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких
в понимании цели и методов своего искусства. Импрессионизм
и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры направлений XX века.

Обобщающая беседа, занимательная викторина. Анализ произведений
с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.

Карандаш, бумага.

Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений.

Готовят сообщения
о творчестве великих художников (по выбору).

33.

Личность художника и мир его времени
в произведениях искусства.

Соотношение всеобщего
и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве
и творческая индивидуальность художника.
Великие художники в истории искусства и их произведения. Целостный образ творчества выбранных учителем 2 – 3 великих художников.

Обобщающая беседа. Выступления учащихся о творчестве великих художников.

Карандаш, бумага.

Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений.

Подготовить выступления учащихся о творчестве великих художников.

34.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции,
в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства (например: роль Третьяковской галереи
в становлении особого лица русской живописи). Высочайшая ценность музейных собраний и естественной потребности людей в общении
с искусством. Музеи как кладовые культуры, хранилища духовного опыта человечества. Музеи мира: Третьяковская галерея и музей имени
А. С. Пушкина в Москве, Эрмитаж и Русский музей
в Санкт-Петербурге, Лувр
в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке. Музеи местного значения.

Беседа. Посещение виртуальных музеев.

Карандаш, бумага.

Иллюстрации по теме. Подборки, посвящённые коллекциям музеев.

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса за курс изобразительного искусства.

 

Учащиеся должны знать:

 

  • как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их   общие начала и специфику;
  • особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
  • основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

 

Учащиеся должны уметь:

 

  • конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно- дизайнерские объекты (в графике и объеме);
  • моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
  • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
  • конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
  • использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
  • владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
  • использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, и др.)

 

Учебно – методическое обеспечение

 

УМК:

 

Для учителя:

 

  1. А.С.Питерских, Г.Е.Гуров под редакцией Б.М.Неменского. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека: учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2008.
  2. Неменский Б.М. программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 7 класс, - Москва,: Просвещение, 2007.

 

Для учащихся:

 

  1. А.С.Питерских, Г.Е.Гуров под редакцией Б.М.Неменского. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека: учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2008.

 

Оборудование

 

  • Учебные столы.
  • Доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
  • Стеллажи и тумбочки для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

 

Технические средства

 

  • Диапроектор
  • Экран
  • Компьютер
  • Видеомагнитофон
  • Кадаскоп
  • Мультимедиа проектор

 

Методический фонд

 

  • Фотографии «Архитектура»
  • Репродукции картин разных художников с изображением городского и индустриального пейзажа.
  • Муляжи для рисования
  • Серии фотографий и иллюстраций природы.
  • Фотографии и иллюстрации животных.
  • Тела геометрические
  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
  • Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

 

Учебно- методическое обеспечение уроков.

 

  1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994. 2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

 

 3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

 

4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

 

 5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.

 

 6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988. 7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

 

8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

 

 9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

 

 10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

 

11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

 

12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.

 

13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.

 

14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.

 

 15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

 

16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995. 17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.

 

 18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.

 

19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998. 20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.

 

21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.

 

22. Сборник «Комплекс уроков по ИЗО». 7 класс.CD, 2010.

 

23. Фотографии художников.

 

24. Таблицы, схемы.

 

25. Репродукции картин русских и зарубежных художников.

 

26. CD Шедевры зарубежных художников.

 

27. CD Эрмитаж.

 

28. CD Музеи мира.

 

29.Т. В. Оросова.  Изобразительное искусство.7 класс. Поурочные планы.- Издательство «Учитель-АСТ», 2003.

 

30.Гуров Т.Е., Питерских А.С. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие. 7- 8 классы.- Москва: Просвещение, 2009.

 


Источник: http://sud-mah.ru/obychenie/metod-kopilka/59-izo/280-rabochaya-programma-po-izo-7-klass.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Муниципальное бюджетное учреждение, осуществляющее обучение Брянский Прикольные стихи с днем рождения 45 лет женщине

Просвещение издательство конкурс сайтов Просвещение издательство конкурс сайтов Просвещение издательство конкурс сайтов Просвещение издательство конкурс сайтов Просвещение издательство конкурс сайтов Просвещение издательство конкурс сайтов Просвещение издательство конкурс сайтов Просвещение издательство конкурс сайтов

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ